Какие события в Вашей жизни вы считаете самыми важными?
Рождение детей, рождение внучки, рождение Школы. Много было в жизни разных событий, всё-таки 70 лет, но это самые важные, я так думаю.
Вы стали примером для многих поколений учеников. Были ли в Вашей жизни учителя или наставники, влияние которых на Ваш жизненный путь Вы можете отметить?
Конечно. Два главных наставника — это мой дед и мой папа. Это главные, наверное, наставники, которые предопределили не мой, скажем так, конкретный жизненный путь, а философию отношения к этой жизни. Во-вторых, это школьные учителя. Я учился в обыкновенной, почти сельской школе, потому что я жил в рабочем поселке Нариманского района. Не бог весть какая, деревянная печная школа, но там были замечательные учителя, и одного из них я всегда вспоминаю. Это учитель математики Михаил Алексеевич Гонзин, который привил мне огромную любовь к математике. Я филолог, но он привил любовь к математике. Любовь Дмитриевна Зверева, учительница русского языка и литературы. Она была потрясающе красива, потрясающе умна, потрясающе добра. Когда она нас ругала, краснела.
Не могу не вспомнить Алексея Федоровича Лосева. Это один из крупнейших ученых XX века, философ. В ряду великих философов, историков, гуманитариев XX века. Я у него учился греческому, латыни, компаративистике и жизни, потому что этот человек прожил огромную, очень тяжелую жизнь, но, тем не менее, он остался великим.
Он не просто написал великолепные работы по самым разным видам деятельности человечества. Пройдя через огромное количество жизненных испытаний, он остался человеком добрым, разумным и даже с юмором.
Какое достижение Вашей профессиональной деятельности Вы считаете наиболее значимым?
Наверное, да, одно из достижений- создание этой школы. Анатолий Петрович Гужвин сподвиг меня на это дело.
Я не политический деятель, не крупный бизнесмен, я всего лишь директор одной из многочисленных в Астрахани, в Российской Федерации школ, но своим личным достижением я, наверное, буду считать вот именно то, что со своими коллегами, многих из которых уже нет в живых, создавал эту школу.
Считаете ли Вы создание Школы одаренных детей делом всей своей жизни?
Так случилось, что создание Школы одаренных детей стало, наверное, не делом всей моей жизни, а делом жизни. Потому что дело всей моей жизни — это прожить сколько даст Всевышний во благо. Во благо моих детей, во благо моей внучки, во благо моих друзей, коллег, да и вообще всех людей, с которыми так или иначе соприкасаюсь.
Какие выпуски Вам особенно запомнились и чем?
Особенно запомнился, конечно, первый выпуск. Как говорят, первый ребенок, самый драгоценный ребенок в жизни любой семьи. Чем запомнилось? Ну, во-первых, когда мы объявили о наборе в этот 10 класс непонятной школы, появилось сорок человек, было больше, но мы отобрали сорок человек. Я тогда всё время думал, почему они поверили? Взять и прийти неизвестно куда, да? Помещения своего нет, всё временное. Учительский контингент только что собран. Но пришли неплохие дети. Вот это, наверное, выпуск первой памяти. Я даже помню, как мы организовывали выпускной вечер в этом лагере. Первый выпускной. Все было первое. Я не скажу, что это было идеально. Там были свои плюсы, свои огромные минусы, потому что мы все начинали, мы многого не знали, много ошибок совершали, и мы, и родители, и дети. Но, тем не менее, первый шаг тогда мы сделали, первых выпускников отправили в жизнь.
Ну, наверное, это самый памятный выпуск. Вообще, все выпуски, так или иначе, памятные. Они персоналиями. Есть дети, которые запоминаются. Вот я недавно в Москве был, иду по улице, вдруг слышу: «Здравствуйте, Растам Халитович!» Поворачиваюсь. Лёшка Шубин. Это наш второй выпуск. Знаете, чем был знаменит Лёшка Шубин? Лёша Шубин был знаменит тем, что он единственный за всю историю школы получил статуэтку «Самый добрый ученик школы». Это был 1995 год. Почти 30 лет прошло, а вот это я прекрасно помню. Сергей Исаев, Миша Спицын- талантливые ребята, многих еще можно назвать.
Есть ли у Вас девиз или принцип, согласно которому Вы работаете?
Да, есть, очень простой, как у врачей: «Не навреди». Самый главный принцип.
Это замечательный девиз медицинских работников, но, по-моему, его можно отнести к всему. Я очень часто употребляю выражение «не навреди», когда мы решаем какие-то вопросы. Главное -найти такое решение вопроса, иногда очень тяжелого, чтобы всем была польза, а польза-это не навредить.
Вы посвящаете школе всё своё время, но если выдаются редкие минуты отдыха, то как Вы их проводите? Расскажите о своих увлечениях.
– Во-первых, я всё своё время школе не посвящаю. Будет банально сказать, что я посвящаю время своим детям, своей внучке. Хобби - музыка, рыбалка, чтение.
С годами иногда все это меняется, но музыка со мной. У меня была музыкальная семья. Первую гитару мне папа подарил в семь лет. Люблю хороший рок и бардовские песни.
Назовите пожалуйста, интересные факты из Вашей биографии
Учеба в школе. Любил эту школу и люблю до сих пор. Об этой школе даже фильм сняли, я там снимался. Храню этот фильм. Иногда, когда мне становится скучно, я его пересматриваю. Фильм о моей старой-старой деревянной с печным отоплением школе.
Аспирантура. Прекрасное время было, когда я общался с людьми, которых раньше знал по учебнику. Главное в учебе не чтение книг, поймите, главное в учебе - это общение с очень умными людьми. Чтение - это, само собой. Книжку прочитать может любой, а вот общаться с людьми, которые выше тебя, умнее тебя, талантливее тебя, и ты к ним стремишься - вот это очень важно.
Вообще, учителем я стал случайно. Я хотел быть журналистом. Я уже был журналистом газеты «Комсомолец Каспия», но потом жизнь пошла по другой колее.